четверг, 11 февраля 2010 г.

Политически пассивные массы и элита.

«Неравенство между богатыми и бедными станет еще больше чем когда-либо. Индустрия развлечений вырастет быстро, будет идти в ногу с экономикой, с тем, чтобы массы оставались политически пассивными. Их единственной функцией будет потребление»

Журнал «Экономические стратегии» опубликовал впервые переведенную на русский язык пророческую статью выдающегося ученого, бывшего президента Римского клуба Александра Кинга (26.01.1909-28.02.2007). Она была написана в последние годы его жизни, но ее сегодняшняя актуальность поражает. Мы приводим статью в сокращенном варианте.

Кинг Александр. «Экономические стратегии» 4(70) 2009
Пер. с анг. Н.Н. Мальцевой
Материал предоставлен профессором С.П. Капицей

В 1968 г., пораженный синдромом «роста во имя роста», я задался вопросом: чему в конечном счете способствует рост? Я до сих пор не получил вразумительного ответа.
Сегодня этот вопрос приобрел еще большую актуальность в связи с надвигающейся на нас глобализацией. Совершенно логично вопросить: что случится с деньгами?
Для стабильности любое правительство должно прийти к взаимопониманию со своими гражданами в части, касающейся распределения богатств.

Практика «экономики джунглей» была разработана в Америке, хотя существует мнение, что в то же самое время она была изобретена Маргарет Тэтчер.

Она быстро распространяется по европейским странам при некотором противодействии со стороны Франции и начинает проникать повсеместно. Ни одна нация не может выпасть из жестокого марафона свободного рынка из страха отстать от других в случае ослабления экономики в мире растущих прибылей.

Существует и явно выраженная оппозиция «капитализму джунглей». Ее представляют многочисленные разрозненные группировки, но их доводы порой противоречивы. Скорее всего, это противостояние продолжится, т.к., например, большинство интеллектуалов и артистов напуганы навязываемым им мощным напором материализма. Тем не менее, большинство граждан США и Соединенного Королевства слепо его принимают, не отдавая себе отчета в последствиях. За десятилетия экономического роста и повышающегося достатка поднялись на новый уровень ожидания еще большего изобилия, сегодня воспринимаемого многими как должное. Что питает двигатель потребительского спроса и поощряет экономическую безответственность отдельно взятого человека?

Считается, что шопинг стал национальным хобби британцев. Соблазн потратить больше, чем зарабатываешь, очень велик Личный потребительский кредит достаточно легко получить; несомненно, давление и соблазн покупок с его помощью настолько мощны, что сопротивляться этому очень тяжело. В Америке комбинированный личный долг уже достиг 90% годового дохода; не случайно Америка с ее неизменно высоким внешнеторговым дефицитом имеет и гигантский внешний долг. В бедных странах люди влезают в долги, чтобы не умереть от голода; в богатых странах берут кредиты не для выплаты долгов или на самое необходимое, а для при обретения предметов роскоши и следования моде. В таких странах жизнь в долг на постоянной основе является нормой. Насколько это отличается от времен моей юности, когда жизнь в кредит считалась чем-то недостойным, и сам факт скрывался от окружающих любой ценой! Кредитная карта удивительно удобна, но это ловушка.

Жизнь за счет будущих заработков, отказ от обеспечения своего будущего неизбежно оказывает влияние на уровень национальных сбережений. В некоторых восточноазиатских странах люди откладывают большую часть своего дохода; в Японии – около одной трети. Жители континентальной Европы откладывают около одной пятой части заработка, в то время как сбережения британцев упали до одной десятой, а американцев – до одной двадцатой части и все еще продолжают снижаться. В Британии сложилась любопытная двойственная ситуация: с одной стороны, экономическая политика направлена на рост через потребление, а с другой – правительство подстегивает население к увеличению объемов сбережений, чтобы обеспечить пенсии растущему числу долгожителей-пенсионеров.

….

Проблема бедности существует так давно, страдания их настолько далеки от опыта жителей богатых стран, а количество охваченных бедностью столь велико, что все это имеет тенденцию к рассмотрению просто в рамках статистики. Лишь когда телевидение шокирует публику видом истощенных детей или разоренных землетрясением деревень, правительства и люди начинают реагировать. На самом деле спонтанная реакция государств и народов на катастрофы, войны или акты терроризма, а также нарушение прав человека является счастливым показателем того, что сострадание все еще существует в современных «джунглях». Забота о людях, находящихся в опасности в отдаленных уголках Земли, хотя и мимолетна, все же ярко контрастирует с ситуацией более чем вековой давности, когда отчаяние жертв картофельного голода в Ирландии нашло слабый отклик в сердцах британцев.

Растущее неравенство в распределении богатства в обществе представляется мне будущим новой экономики. Богатый становится богаче, а бедный – беднее. В Британии «лучшие» 50% населения владеют 93% национального богатства в отличие от 7%, получаемых оставшейся половиной населения. Это, конечно же, недопустимо! В последние два десятилетия мы стали свидетелями беспрецедентного роста численности очень богатых людей. Некоторые из них взлетели до супербогатства за счет бешеных интернет-спекуляций, другие – в результате корпоративных слияний и предпринимательского успеха. Футбольные миллионеры и поп-звезды не жалеют своего богатства; лотерея создает трех новых миллионеров за неделю.

Однако самая неестественная ситуация сложилась в Америке, где рынок достигает предельной свободы. Считается, что около 350 тыс. американских семей владеют более чем 1О млн. долл. каждая. В журнале Forbs, ежегодно публикующем список 400 самых богатых американцев, отмечается, что 267 из них владеют собственным капиталом в размере более 1 млрд. долл. каждый. Кажется абсурдным, что один богатый американец может быть состоятельнее, чем несколько африканских стран. В то же время бедность в городских районах Америки ужасающая. Предполагается, что новое богатство должно постепенно стекать к бедным, но сама система, кажется, не желает создавать механизма для этого.



Какова же тогда природа стремления к богатству, и каково вознаграждение за это в человеческом плане? Я хотел бы начать с рассмотрения примитивных биологических инстинктов, свойственных каждому из нас – той искры, которая в природе отличает все живое от неживого. Силой жизни (старинный викторианский термин), как представляется, наделено в равной мере все живое от травинки до слона, в том числе и человек. Обязательными условиями жизни являются усвоение пищи и защита от хищников. Универсальное «эго», обладающее тремя неотъемлемыми побуждениями – искать пищу, воспроизводить потомство и защищать свою территорию. Человека, как и представителей многих других биологических видов, стимул к выживанию заставил сплотиться для защиты от врагов, тем самым, способствуя развитию семьи, общества и, в конечном итоге, нации. Социальное поведение формировалось постепенно. Защита территории и агрессия с целью ее расширения вели к войне, шовинизму и жажде власти.

Эти первобытные побуждения все еще сохраняются, и универсальное «эго» руководит всеми нами в большей или меньшей степени, стимулируя нас на подвиги творчества и инноваций. Оно также является источником таких деструктивных аспектов, как эгоизм, господство и эксплуатация. Один из элементов этого – личностное развитие, через которое мы стремимся подняться в глазах окружающих, включая коллег и соперников. Политика является постоянным стремлением поддерживать безопасное, конструктивное равновесие между позитивными и негативными аспектами «эго».

Мы, как представляется, не были наделены каким-либо специальным механизмом, который заставлял бы нас бороться за богатство как таковое – сила жизни вряд ли изначально предусматривала концепцию денег. Она предположительно возникла как производное от необходимости выживать. Она есть в определенных пределах у большинства людей в большинстве культур, в некоторых с переизбытком. У последних она носит мощный побудительный характер, и те, кто ей подвержен, вряд ли могут разорвать эту зависимость.

….

Больше всего супербогатых людей в Соединенных Штатах. Эта страна также занимает исключительное положение сточки зрения уважения, с которым завистливая публика относится к своим кумирам, подобным царю Мидасу, что, видимо, связано с протестантскими корнями общества США, сохранившимися в американской «плавильной печи». Способность к тяжелой, порой монотонной работе и твердую веру в силу и добродетель успеха американцы унаследовали от отцов-пилигримов, что обеспечивает им благоприятные условия для вступления в «джунгли» нового тысячелетия. Обобщая, я бы сказал, что очень богатые американцы отличаются от столь же богатых людей в большинстве других стран. Их атавистическое пуританство делает их сухими и серыми; трудоголизм затрудняет контакты с обществом; как и другие американцы, они позволяют себе лишь две недели отпуска в год, не допускают ничего избыточного или бросающегося в глаза, и даже намек на гедонизм не омрачает их образа. Подобно Рокфеллеру, Карнеги, Меллону и Форду, они, как правило, оставляют свои огромные состояния благотворительным фондам, которые становятся мемориалами их финансовых достижений. И хотя это не в моем вкусе, я могу понять стремление отдельных людей приобретать предметы роскоши, владеть машинами, яхтами и самолетами, оставляя достаточно капитала, чтобы гарантировать безбедное существование. Однако стремление увеличивать богатство сверх определенного уровня расточительности кажется мне бессмысленным и патологическим. Это одна из форм мании коллекционирования, отнюдь не достойная уважения и гораздо более вредная, чем коллекционирование почтовых марок Трудно признать чудовищные усилия по самообогащению вариантом традиционного «стремления к счастью».

В Великобритании восхищаются огромными заработками и образом жизни футболистов, моделей и рок-звезд. К нарочитому образу жизни очень богатых, но не развлекающихся людей относятся терпимо. Лишь на редких заседаниях советов директоров может быть объявлено, что доходы руководителей высшего звена в 400 раз превышают заработки рабочих.

Разрыв между богатыми и бедными, вероятно, возрастет, если наступление неконтролируемой глобализации продолжится, а проблема нищеты не будет решена. Приведет ли это в конечном итоге к социальным потрясениям? Не обязательно. На протяжении истории различия в условиях жизни аристократов и крестьян неизменно были огромными, тем не менее, общественная дисциплина всегда была удивительно сильной. Тяжелая нищета перед лицом великолепия и роскоши воспринималась как предопределенный порядок существования. На протяжении веков надежда на рай и боязнь попасть в ад в сочетании с редкой случайной помощью в виде хлеба и зрелищ со стороны государства обычно позволяли держать население в достаточной покорности. Марксисты объявили религию «опиумом для народа». Они правильно поняли проблему, но были неправы в том смысле, что объявили об этом, вместо того чтобы использовать. Даже на грязных улицах российских деревень живописные золоченые облачения священников и их звучный бас дают сегодня надежду и расцвечивают однообразие жизни.

Однако в современном обществе материализма потеря религиозной веры, отсутствие уважения к власти и презрение к политикам говорят об исчезновении прежнего «наркотика». И, тем не менее, что удивительно, это не приводит к заметному нарушению социальной стабильности. Нужен новый эффективный «опиум», И в настоящее время он легкодоступен. Это развлечения. Они доступны во многих формах – радио и ТВ, видео, Интернет, электронные игры, дискотеки, пивные пирушки и рейв-фестивали. К этому следует добавить зрелищные виды спорта, особенно футбол, который быстро стал светской религией. Это в основном пассивное времяпрепровождение заставляет проводить время «на широкую ногу». Оно не оставляет места для бесед, чтения книг, занятий политикой, активного спорта, игр с собственными детьми, созерцания звезд или размышлений о цели существования. «Массы» с головой уходят в развлечения, предаваясь им страстно, а временами и истерично. Серьезные проблемы, чтобы привлечь внимание телезрителей, должны быть обернуты в развлекающую упаковку. Индустрия развлечений с ее движущей силой и прибылями, сохраняющимися благодаря новым находкам и следующим за этим волнам новых технологий, крайне коммерциализована. Возьмем, например, футбольный клуб «Манчестер юнайтед», который на фондовой бирже оценивается в 1 млрд. фунтов стерлингов. Развлечения, таким образом, сами по себе являются важной составляющей культуры потребления, которая движет экономикой.

Настало время свести некоторые из этих вопросов воедино и предложить модель того, какой мировая экономика, вероятнее всего, будет через несколько десятилетий в результате более глубокого проникновения «экономики джунглей» во многие страны, только сейчас начинающие отстаивать свои добродетели. Давайте назовем этот новый мировой порядок «печальной схемой». В рамках данной схемы мирового масштаба я вижу создание богатства как уникальную и все себе подчиняющую цель. Глобализация торговли будет полной, а «экономика джунглей» весьма успешной. Страны, которые сейчас мы классифицируем как развитые, станут значительно богаче, чем сегодня. Некоторые из них будут действительно купаться в богатстве, тем не менее, там сохранится множество низкооплачиваемых рабочих мест и безработных. Неравенство между богатыми и бедными, таким образом, станет еще больше чем когда-либо. Индустрия развлечений вырастет быстро, будет идти в ногу с экономикой, с тем, чтобы массы оставались политически пассивными. Их единственной функцией будет потребление.

Большинство отраслей промышленности будет перенесено в беднейшие страны, за исключением высокомеханизированного сельского хозяйства, управляемого огромными корпорациями, конкурирующими за эксплуатацию наиболее плодородных регионов. Существующие национальные государства если и будут по-прежнему существовать, то лишь для сохранения традиций, популярных у туристов. Уровень жизни в бедных странах значительно вырастет как следствие успеха «экономики джунглей>« во всем мире. Кроме того, после осознания необходимости в росте потребления увеличение покупательной способности в малоразвитых странах станет приоритетным. В то же время традиции первоначального туземного общества будут видоизменены и значительно коррумпированы. Чтобы свести к минимуму многолетние вспышки гражданских и племенных войн, нужно щедро поставлять «опиум» развлечений. Мировые корпорации, проповедуя евангелие потребления и развлечений, а также с целью продажи оборудования и программного обеспечения, будут направлять «миссионеров», способных удерживать народ в состоянии шумного счастья. Это оборудование будет сравнительно недорогим вследствие огромных размеров рынков и, несомненно, будет включать такой эффективный наркотик, как «взрослое» видео.

Богатые и чудовищно богатые станут в основном жить в крупных городах бывших развитых стран, а также в климатически привлекательных регионах за рубежом. Они будут по-прежнему одержимы увеличением своего и без того огромного богатства. Поэтому их основной деятельностью будет сохранение или увеличение доли рынка, занимаемой продуктами их корпораций, и разработка новых методов финансовых и технологических инноваций, включая и основную задачу по сохранению движущей силы индустрии развлечений. Мировые корпорации будут почти монопольно оказывать поддержку научным исследованиям, включая искусственный интеллект, генетические манипуляции и нанонауки, имеющие огромный прибыльный потенциал и сулящие возможности переустройства мира. Уже одно это поднимает сложные этические вопросы. Трудно понять, каким образом в условиях, когда господствует стремление получать прибыль и отсутствует тотальный контроль, открытия, имеющие огромное значение могут быть использованы для обеспечения будущего человечества и планеты.

При утечке суверенитета из национальных государств именно корпорации начнут принимать большинство крупных решений национального масштаба, самостоятельно или совместно с другими корпорациями. Политика, как мы знаем, будет представлять мало интереса и осуществляться в основном на уровне городов, общин или племен. Власть будет рассматриваться с точки зрения контроля возможностей для производства материальных благ, так что будет трудно понять, кто фактически отвечает за функционирование планеты. Спекулянты останутся, постоянно перекачивая миллиарды долларов с одного рынка на другой и надеясь использовать любые небольшие изменения, как только они появляются. Эти анонимные играющие в казино «странники в ночи», как их трогательно называет Вотер ван Диерен, вероятно, являются единственной группой, опасающейся корпоративных лидеров, которые влияют на их решения и представляют угрозу их стратегиям не в смысле стремления к власти или к влиянию на идеологию, а за счет случайного оппортунизма. Они будут обладать большой властью, но не будут заинтересованы в ее применении, их единственная честолюбивая цель, как и у олигархов, заключается в приращении собственных богатств.

Кто же тогда будет нести ответственность за будущее планеты? Неужели мы все вращаемся во Вселенной в корабле без рулевого управления или просто погружаемся в лоно саморегулирующейся Природы по теории Гайя?

Пророчество – это последнее, на что может претендовать данная пагубная модель. Я рассматриваю ее как предупреждение обществу, которое должно радикально изменить направление движения, чтобы этого не произошло. Я полностью признаю, что модель моей «печальной схемы» столь же упрощена, сколь мрачна и пессимистична. Например, она игнорирует проблемы войны и мира, экологической угрозы, вытекающей из глобального потепления, которое к середине нашего века может перечеркнуть весь этот сценарий. К этому же времени мировой дефицит энергии начнет влиять на перспективы дальнейшего роста. Действительно, было бы целесообразно приступить к рассмотрению энергетической стратегии посленефтяной эпохи уже сейчас. В конце концов, за два коротких века мы используем все запасы ископаемого топлива, созданные природой из поглощенной энергии за миллионы лет солнечной радиации. Энергия является самым фундаментальным фактором в физическом уравнении, деньги – лишь ее заменитель. Как наши мультимиллиардеры приспособятся к жесткой экономике, когда нефть и уголь исчезнут навсегда? Было бы хорошо убедить их в необходимости работать с экономикой, основанной на энергии вместо денег!

После Второй мировой войны мы осознали, что значительная часть населения планеты стала жертвой тоталитарных режимов, пережила геноцид, угнетение, потерю личной свободы и достоинства. Та легкость, с которой это произошло, заставила многих опасаться, что стабильные, свободные страны могут в условиях кризиса достаточно легко подпасть под контроль «большого брата» – диктатора. В 1949 г. Джордж Оруэлл опубликовал роман «1984» – кошмарное описание· тоталитаризма с его жестокими репрессиями в отношении человеческого духа. Это предупреждение о злоупотреблении властью имело огромное значение. 1984 г. прошел, а общество осталось невредимым.

Предвижу появление нового Оруэлла, который напишет страшный роман, возможно «2084» или «Сошествие в материализм», чтобы предупредить мир об опасности оскудения всего, от повседневной жизни до духовного развития, которое произойдет, если мы не перестанем поклоняться одному Богу – деньгам. Я хотел бы сделать это сам. Там было бы много места для интригующих спекуляций; например, позволит ли «насыщение» бедных стран развлечениями остановить демографический взрыв и заставить наших потомков взращивать потребителей, как мы сейчас разводим крупный рогатый скот для удовлетворения нашей плотоядной природы? Увы, У меня осталось не так много времени и мне недостает воображения. Все, что я могу сделать, – это предложить мою «печальную схему» как костяк, на основе которого другой писатель сможет построить свое произведение…
http://www.akm.ru/rus/analyt/macro/article6.htm

Запись написал(а) Сергей Захаров .http://nstarikov.ru/club/4055

Комментариев нет:

Отправить комментарий